Запреты на турецкие товары и услуги

  1. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296. Запрет на покупку сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турция: части тушек и субпродукты кур, индеек, гвоздики, томаты, лук, цветная капуста, огурцы, виноград, яблоки, груши, земляника и клубника, жевательная резинка, соль.
  2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457. Запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения гос. и муницип. нужд для турецких (контролируемых турками) организаций.

Условия допуска к закупкам иностранных товаров

Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска товаров иностранного происхождения к закупкам (ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Перечень таких товаров приведен в Приложении к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ от 25.03.2014 N 155). В частности, к ним отнесены некоторые виды продуктов питания, компьютеры, лекарственные средства, офисная мебель. Участники закупок, которые поставляют товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС, имеют право на предоставление преимущества в соответствии с порядком, установленным в Приказе от 25.03.2014 N 155.

Указанное преимущество представляет собой преференцию в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок ее предоставления зависит от способа осуществления закупки. Так, при проведении конкурса, запроса предложений или запроса котировок на поставку товаров, которые поименованы в Приложении к Приказу от 25.03.2014 N 155, преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке заявок на участие по критерию «цена контракта». Заявка, содержащая предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств — членов ЕАЭС, оценивается с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной в заявке цене контракта. При этом контракт заключается по цене, предложенной участником (п. п. 4 и 5 Приказа от 25.03.2014 N 155).

Например, при проведении запроса котировок на закупку томатов заказчик получил две заявки. Один участник предложил поставить российскую продукцию на сумму 100 тыс. руб., а другой — китайскую на сумму 90 тыс. руб. Победителем будет признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки будет применяться цена, составляющая 85 тыс. руб. (100 тыс. руб. — 15%). Контракт с ним будет заключен по цене 100 тыс. руб.

Если заявки нескольких участников конкурса, запроса котировок или запроса предложений содержат одинаковые условия исполнения контракта (одинаковые цены контракта — в случае проведения запроса котировок) с учетом предоставления преференции, контракт заключается с участником, который имеет право на ее предоставление (п. 6 Приказа от 25.03.2014 N 155).

При проведении аукциона преференция предоставляется в другом порядке. Если победитель аукциона предложил товар иностранного происхождения из указанного перечня, контракт заключается по сниженной на 15 процентов цене, предложенной таким участником. Исключение составляют товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС (п. 7 Приказа от 25.03.2014 N 155).

Например, на участие в электронном аукционе на закупку фарфоровой посуды было подано две заявки. Один участник предложил российскую продукцию, а другой — китайскую. При проведении аукциона первый снизил цену контракта до 110 тыс. руб., а второй — до 100 тыс. руб. Победителем становится участник, заявка которого содержит предложение о поставке китайских товаров. Контракт будет заключен с ним по цене 85 тыс. руб. (100 тыс. руб. — 15%).

Цена контракта также должна быть снижена, если победитель электронного аукциона наряду с товарами иностранного происхождения предлагает поставить товары из государств — членов ЕАЭС, стоимость которых составляет менее 50% стоимости всех предложенных товаров. К этому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа на основании пп. «г» п. 8 Приказа от 25.03.2014 N 155. Минэкономразвития России высказывало аналогичное мнение по данному вопросу.

Подтверждением страны происхождения предлагаемого участником товара служит декларация (п. 13 Приказа от 25.03.2014 N 155). При этом наименование страны должно быть указано в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Случаи, когда указанные условия допуска не применяются, перечислены в п. 8 Приказа от 25.03.2014 N 155. Кроме того, действие данного Приказа не распространяется на закупки у единственного поставщика, в том числе по итогам несостоявшихся конкурентных процедур. Такой вывод можно сделать из п. 3 Приказа от 25.03.2014 N 155.

Запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров

Запрет на допуск (ограничение допуска) иностранных товаров для целей осуществления закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Ниже приведены примеры таких запретов (ограничений).

  1. Не допускается закупка программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236; далее — Постановление N 1236). Указанный запрет распространяется также на закупку исключительных прав на подобное программное обеспечение и прав его использования.

Иностранное программное обеспечение может быть закуплено, если программного обеспечения соответствующего класса нет в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных либо имеющееся в нем программное обеспечение не подходит заказчику по характеристикам (п. 2 Постановления N 1236). Информация, содержащаяся в названном реестре, доступна в сети Интернет по адресу: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.

Рассматриваемый запрет не распространяется на закупки, перечисленные в п. п. 3 и 4 Постановления N 1236, в частности на закупки, осуществляемые дипломатическими представительствами для обеспечения их деятельности за рубежом.

  1. Запрещен допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656).

Перечень таких товаров содержится в приложении к названному Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи (п. п. 18, 31, 33 Перечня). В случаях, установленных пп. «а» — «б» п. 1, п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656, рассматриваемый запрет не применяется. Отметим, что пп. «в» п. 1 указанного Постановления в настоящее время не реализуется, поскольку примечание к Перечню, на которое он ссылается в качестве условия своего применения, утратило силу с 01.07.2016 (п. 3 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2016 N 513).

  1. Запрещен допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств — членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров. Данный запрет не применяется в сфере государственного оборонного заказа (п. 1 Постановления Правительства РФ от 11.08.2014 N 791; далее — Постановление N 791).

Товары (услуги), в отношении которых действует запрет при осуществлении закупок для федеральных нужд, приведены в Приложении N 1, а при проведении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд — в Приложении N 2 к Постановлению N 791.

Запрет не распространяется на поставку (прокат) товаров, если их производство на территории государств — членов ЕАЭС не осуществляется. Отсутствие производства подтверждается заключением, выданным Минпромторгом России (п. п. 1, 3 Постановления N 791).

К участникам закупок, поименованных в указанных Приложениях товаров и (или) услуг, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, устанавливается дополнительное требование в соответствии с п. 1 Постановления N 791.

В случаях, когда товары (услуги) закупаются у единственного поставщика, при их описании в извещении об осуществлении закупки необходимо учитывать положения п. 2 Постановления N 791.

  1. Ограничен допуск происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС) лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289; далее — Постановление N 1289).

Заказчик, в частности, обязан отклонить заявки (окончательные предложения), в которых предлагается поставить иностранные лекарственные препараты из указанного Перечня. Для этого должны быть соблюдены условия, приведенные в п. 1 Постановления N 1289. Если такие заявки (окончательные предложения) не подлежат отклонению, применяются установленные Минэкономразвития России условия допуска иностранных товаров (п. 4 Постановления N 1289).

Рассматриваемые ограничения не распространяются на случаи, предусмотренные в п. 5 Постановления N 1289. Указанное Постановление не применяется и при закупке лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями или в отсутствие таких наименований с химическими, группировочными наименованиями. Данный вывод можно сделать из п. 1 Постановления N 1289. Аналогичной позиции придерживается ФАС России в п. 2 Письма от 19.02.2016 N ИА/10439/16.

По вопросам применения указанного нормативного правового акта заказчикам целесообразно учитывать позицию ведомств, которая отражена в совместном Письме Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России. Так, в этом разъяснении рассмотрен случай, когда только две из поданных заявок соответствовали требованиям п. 1 Постановления N 1289, но к ним не прилагались сертификаты о происхождении товара. По мнению госорганов, данные заявки, а также заявки, в которых предлагается поставить иностранные лекарственные препараты, не отклоняются.

  1. Ограничен допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС) (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).

В приложении к названному Постановлению содержится Перечень таких изделий. В частности, в него включены томографы компьютерные с количеством срезов от 1 до 64, электрокардиографы.

Заказчики должны отклонять заявки (окончательные предложения), которые содержат предложения о поставке иностранных медицинских изделий, включенных в Перечень, при одновременном соблюдении условий, которые определены в п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.

Если такие заявки (окончательные предложения) не подлежат отклонению, то применяются условия допуска иностранных товаров, установленные Минэкономразвития России (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).

Случаи, когда указанное ограничение не применяется, определены в п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.

  1. Ограничен допуск отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС) (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832; далее — Постановление N 832).

Перечень таких продуктов приведен в приложении к указанному Постановлению. В него включены в том числе масло сливочное, рис шелушеный.

При наличии обстоятельств, предусмотренных в п. 2 Постановления N 832, заказчики должны отклонять заявки (окончательные предложения), которые содержат предложения о поставке иностранных пищевых продуктов из названного Перечня.

Рассматриваемое ограничение не распространяется на случаи, указанные в п. 5 Постановления N 832.

  1. Ограничен допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968; далее — Постановление N 968).

Перечень этой продукции содержится в приложении к Постановлению N 968. В него входят, в частности, портативные компьютеры, принтеры, электрические лампы для освещения.

Заказчики должны отклонять заявки (окончательные предложения) с предложениями о поставке иностранных товаров, включенных в Перечень, при наличии условий, которые указаны в п. 2 Постановления N 968.

Если такие заявки (окончательные предложения) не подлежат отклонению, то действуют условия допуска, установленные Минэкономразвития России (п. 4 Постановления N 968).

Случаи, когда рассматриваемое ограничение не применяется, определены в п. 11 Постановления N 968.

Заказчики, которые хотят воспользоваться исключениями из установленных запретов (ограничений) на допуск иностранных товаров, должны размещать в ЕИС обоснование невозможности их соблюсти (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Порядок подготовки, размещения названного обоснования, требования к его содержанию утверждаются Правительством РФ. Например, для закупки программного обеспечения такой Порядок утвержден Постановлением N 1236.

Новости

Дорогие друзья и коллеги! Идея создания Ассоциации Специализированных Организаций в сфере государственного заказа...

При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского...

Постановлением от 30 августа 2017 г. № 1042 Правительство РФ установило новые правила...

Именно так сформулировал тему своего выступления 2 сентября на Фестивале Института МИРБИС в...

15-16 июня очередная конференция «Госзакупки-2017», организованная Ассоциацией специализированных организаций (АСО) при участии Федеральной...

Члены ассоциации